Заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-трансфузиолог Мария Кральбиевна Эфендиева. Кабардино-Балкарская Республика.
О смерти врача от последствий коронавирусной инфекции сообщается в материале “Вестей”.
Отмечается, что специалист отдала здравоохранению порядка 35 лет. Долгие годы Мария Кральбиевна была главным специалистом-экспертом по детской анестезиологии-реаниматологии минздрава КБР.
“Здравоохранение республики понесло тяжелую утрату. Мы запомним Марию Эфендиеву как грамотного, высококвалифицированного врача, талантливого руководителя с незаурядными организаторскими способностями. Министерство здравоохранения КБР скорбит и выражает глубокие соболезнования родственникам”, – сообщили в минздраве.
“Я люблю её. Она очень близкий человек и трудно сейчас о ней мне говорить. Попытаюсь отстранено, как журналист, пока штрихами. Ушла Эфендиева Мария Кральбиевна. Врач высшей категории. Высшей по всем составляющим эту профессии, включая человеческие качества. Главный внештатный детский анестезиолог-реаниматолог МЗ КБР. В действительности во всех особо чрезвычайных случаях в её сфере —она главный эксперт, принимающий решения, берущий на себя ответственность за них. Более тридцати лет заведовала она отделением реанимации и интенсивной терапии инфекционной больницы. И по сути рабочий её день состоял из чрезвычайностей, такое это экстремальное звено в медицине.-Живой, это главное, все остальное – второе и третье, поправимы они, – отвечала в ответ, когда говорила о каких-то огорчениях. Ежедневно смотрела она в глаза смерти. Буквальный перевод слова реаниматолог — дающий жизнь. Возвращающий к жизни. Обязывающий жить. Такая была работа была у Марии, и соответствовала она самоотверженностью, отвагой, высоким профессионализмом этой миссии. Шли с ней, подошла женщина с подростком. Стала обнимать.-Не узнаете меня, Мария Кральбиевна? Хабаз, это она, это о ней я тебе говорила, это вторая твоя мать, она вернула тебя к жизни, дня нет, чтобы я не благодарила вас, так хотела вас увидеть. После , когда отошли, спросила, кто это женщина.-Как я могу ее помнить, много ведь их, каждый день кого-то возвращаешь. И столько лет. Подумала — ни одно дело на земле не сравниться с этой многотрудной, великой работой — при помощи Всевышнего выхватить человека у смерти. Была в ней раняя определенность характера, ранний выбор главного дела. И ирония, за которой ум, собственное мнение на то, что происходит и не происходит вокруг, красивое чувство собственного достоинство. И серое, «цвет времени и брёвен» рядом с ней насыщалось более определенным цветом. Забыть Марию возможности нет. Скорблю со всему, кому она была дорога и кто ей был близок. Понимаю горе сообщество врачей республики, которому свойственно особое чувство братство, усиленное знанием масштаба личности Марии, знанием тройного трагизма ее ухода, сопровождающий уход от ковида и выражаю ему соболезнование”, – написала Рая Кучмезова на своей странице в Facebook.